Далеко не всегда необходима полная перекраска машины или какой-то детали. Нередки случаи, когда в остальном практически новая поверхность вдруг «украшается» небольшой, но неопрятной царапиной.
Профессионалы из автосервисов любят такие дефекты — за восстановление покрытия на столь небольшой площади часто действует тариф, как за покраску всей детали. Чтобы избежать лишних трат, можно использовать корректирующий карандаш, который и называется так же, как канцелярская принадлежность, да и действует аналогично. Причем оба средства — и карандаш для авто, и канцелярский корректор, по сути, карандашами не являются. В обоих случаях вместо привычного нам по простым карандашам графитового стержня (с тюркского «карандаш» — «черный камень») используется гель сложного состава, включающего достаточно большой спектр веществ, более подробный рассказ о которых пойдет ниже.
Когда его применять


Как же с ним работать?
Быстро. Это первое, на что надо обратить внимание. Прежде чем открыть карандаш, подготовьте поверхность в местах применения. На рабочей поверхности не должно быть грязи, масел, жиров, ржавчины, силикона, воска и полиролей. Существует специальное средство для очистки поверхности, оно наилучшим образом подготавливает почву для использования карандаша. Желательно, чтобы машина стояла в тени и температура воздуха была не слишком высокой — высокая температура ускоряет затвердевание реставрационного состава. Впрочем, если на улице холоднее, чем +10, то лучше проделывать эту операцию в гараже.


Заранее подготовьте (если надо) зубочистку или спичку для того, чтобы плотнее утрамбовать средство внутри глубоких царапин. Положите карандаш, не снимая колпачка, на стол или другую ровную горизонтальную поверхность в тени (это важно!) и несколько раз надавите на него, чтобы аппликаторный стержень пропитался восстанавливающим составом. Снимите колпачок и проведите карандашом вдоль царапины так, чтобы состав ее заполнил до краев. Здесь нам может пригодиться заготовленная ранее зубочистка. Сразу же сотрите излишки состава сухой бумагой, или, при ее отсутствии, ветошью и переходите к следующей царапине.
Если царапина глубокая, то возможно, что за один раз ее устранить не удастся. Повторите операцию после затвердевания первого слоя.
Существует также второй вариант конструкции, где аппликатор по окончании работ вынимается и помещается в растворитель, что способствует более долгому сохранению рабочих свойств карандаша.
Важные особенности


Техника безопасности при работе с карандашом-краской в целом такая же, как при работе с любыми красками или прочими агрессивными жидкостями. При попадании средства на кожу ее необходимо промыть большим количеством проточной воды. При нечаянном заглатывании (трудно себе представить такой вариант развития событий, но в инструкции он упомянут) надо выпить как можно больше молока или хотя бы воды, а потом немедленно обратиться к врачу. При вдыхании паров действующего вещества может возникнуть недомогание, для его нейтрализации достаточно выйти на свежий воздух на какое-то время, но лучше заранее надеть респиратор. Полезно также использовать очки — шанс невелик, но при попадании в глаза состав может сильно раздражать слизистую, что очень болезненно, поэтому на такой случай рекомендуется сразу же промыть глаза холодной проточной водой в течение не менее 15 минут.
Немного полемики
Fix-It pro, Scratch free — на рынке сейчас предлагается достаточно большое количество подобных средств, имеющих разные названия, разную цену, разный состав, произведенных разными компаниями. Но что удивительно, производители в один голос обещают в принципе одно и то же — полное устранение царапин, в том числе и глубоких.


Дело в том, что лакокрасочное покрытие современного автомобиля — многослойный бутерброд, причем слои эти наносятся отнюдь не карандашиком и не прямо на улице. Более того, у каждого производителя свой взгляд на химический состав каждого слоя, поэтому единого универсального средства, совместимого с красками разного состава, просто нет.
Неслучайно при покраске автомобиля вручную рекомендуется использовать краски, грунтовки и шпаклевки одного производителя, причем совместимых серий.
Следующий фактор — время. Нанесение каждого слоя покрытия требует времени, даже при массовом производстве, когда конвейер просто макает деталь в ванну с краской. И это отнюдь не считанные минуты — каждый слой должен просохнуть, приобретя определенные свойства. Была бы у производителей возможность ускорить процесс хотя бы на несколько процентов — они бы за нее ухватились сразу же.
Далее — машины производятся самых разных цветов. Помимо всего прочего, на них и заметность царапин тоже разная. Этим легко можно воспользоваться при съемках телерекламы — а уж по части как правильно выставить свет, скомпоновать кадр, использовать спецэффекты, телевизионные профессионалы знают очень хорошо.
Универсальным в этой связи может быть только самый верхний слой — лаковый. Он прозрачен, сквозь него просвечивает слой краски, и если она не повреждена, то замазать царапину на лаковом слое действительно можно практически без следа. Сделать же прозрачный лаковый слой непрозрачным так, чтобы не было видно ни его самого, ни того, что под ним нет краски, но есть ржавчина — это противоречит законам физики.